Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда

Содержание.
I.

Целевой раздел

Пояснительная записка
Цели, задачи и принципы построения рабочей программы (РП)
коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в ДОУ
1.3. Характеристики, значимые для разработки и реализации рабочей программы
 Общая характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи
(ФНР)
 Общая
характеристика
речи
детей
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием речи (ФФНР)
 Общая характеристика речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы (целевые ориентиры)
1.5. Система оценки результатов освоения рабочей программы (мониторинг)
II.
Содержательный раздел
2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушениями речи
2.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми разного уровня
речевого развития
 Общее недоразвитие речи 3-4 уровня
 Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи
2.3. Тематическое планирование коррекционной образовательной деятельности
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
рабочей программы
 Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда
2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
1.1.
1.2.

III. Организационный раздел
Организация (структура) коррекционно-логопедического образовательного
процесса в ДОУ
 Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
 Регламент индивидуально-подгрупповой логопедической НОД
3.2. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ.
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
логопедического кабинета
3.3. Перечень нормативных и нормативно – методических документов
3.1.

I.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на
федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования
(ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной
индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и
дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением
психофизического и речевого
развития, низким уровнем сформированности
познавательных
интересов,
незрелостью
эмоционально-личностной
сферы,
неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский
сад №10 «Дюймовочка» разработана на основе:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Конвенции о правах ребенка;
 Декларации прав ребенка;
 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных образовательных организациях
(Постановление от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913»);
 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013
г. № 1155);
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№1014);
 Положения о дошкольном логопедическом пункте
МАДОУ
д/с №10
«Дюймовочка»;
 Устава МАДОУ д/с №10 «Дюймовочка»;
 Образовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под ред. Веракса
 Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с
№10 «Дюймовочка»;
 разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и
психологии.
Рабочая программа рассчитана на 2021-2022 учебный год. Она предназначена для
детей от 5 (4,5) до 7 лет с такими речевыми нарушениями, как ФНР, ФФНР, ОНР
различного уровня.

1.2. Цели, задачи и принципы построения рабочей программы (РП)
коррекционной образовательной
деятельности учителялогопеда в ДОУ
Целью рабочей программы учителя-логопеда
является построение системы
коррекционно-развивающей работы, направленной на выравнивание речевого и
психофизического развития детей с нарушениями речи и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач Р П коррекционной образовательной деятельности учителялогопеда на 2021-2022 учебный год является овладение детьми самостоятельной,
связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,
фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
РП учителя-логопеда имеет в своей основе следующие принципы:
 принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с нарушениями речи;
 онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской
речи в норме;
 принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
 принцип
признания
каждого
ребенка
полноправным
участником
образовательного процесса;
 принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
 принципы интеграции усилий специалистов;
 принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей;
 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
 принцип постепенности подачи учебного материала;
 принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
 принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
 принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми
является игровая деятельность. Все
коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные
занятия в соответствии с РП носят игровой характер, насыщены разнообразными
играми и развивающими игровыми упражнениями.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
рабочей программой
коррекционной образовательной деятельности учителялогопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий
специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и
речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого
ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и
предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника,
музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей
и родителей дошкольников.
В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников
является:
ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С
ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ
СВОЕГО НАРОДА.
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:
А) овладение речью как средством общения и культуры;
Б) обогащение активного словаря;
В) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической
речи;
Г) развитие речевого творчества;
Д) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
Е) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте;
Ж) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением
связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и
родителей дошкольников.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в
ДОУможет корректироватьсяв связис изменениями:
 нормативно-правовой базы ДОУ;
 образовательного запроса родителей;
 выходом примерных основных адаптированных образовательных программ;
 возрастного состава детей;
 диагнозов поступающего контингента детей.

1.3. Характеристики, значимые для разработки и реализации
рабочей программы

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в
ДОУ разработана для воспитания и обучения дошкольников с такими нарушениями
речи как фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР) всех уровней.
Общая характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - расстройство речи, проявляющееся в
нарушениях звукопроизношения, связанное либо с анатомическими дефектами
артикуляторного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с
нарушениями фонематического восприятия или движений артикуляторных органов
при сохранном слухе.
При ФНР нарушается произношение лишь согласных звуков и, как правило, сложных
по артикуляции.
Звукопроизношение характеризуется нарушением не более двух групп звуков. Чаще
всего нарушаются свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары); Ц, шипящие звуки – Ш,
Ж, Ч, Щ; сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары).
Внешне дефекты звукопроизношения могут быть выражены в одном из
следующих вариантах:
 отсутствие звука лапа – апа;
 замена одного звука другим лапа – япа – ляпа – гапа;
 смешение звуков (проявляется в том, что один и тот же звук может
одновременно иметь несколько звуков-заменителей, т.е. смешиваться с другими)
япа, маляко;
 искаженное произнесение звуков (такое, которое не соответствует языковым
нормам родного языка, например, картавость).
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей
и мелкой моторики пальцев рук.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуко-слоговая структура
слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются
некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Для детей с ФНР характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая
познавательная активность. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой,
при этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить
заданный материал. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций:
наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в
понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных
операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть
замедленным и восприятие учебного материала, выполнение заданий с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с ФНР является
необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в
дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения. Дети с ФНР

нуждаются в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта
ДОУ, которая учитывает все логопедические, физиологические и психологопедагогические особенности дошкольников с фонетически недоразвитием речи.
Общая характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за
дефектов восприятия и произношения фонем.Дети с ФФНР — это дети с ринолалией,
дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической
формы.Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно
становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это
операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных
звукокомплексов: сочетаний звуков,слогов и слов.У детей с сочетанием нарушения
произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустикоартикуляционными признаками.Уровень развития фонематического слуха детей
влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического
восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

 трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
 при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным
фонетическим группам;
 невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
 недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же
звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например,
вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо
«сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
 замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е.
сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих
звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш»
заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба»
вместо «шуба»;
 смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в
различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно,
а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с»

изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску»
говорит «старялстлагаетдошку»;
 другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной,
боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается
слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер
нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень
развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического
восприятия выражается в:
 нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
 неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
 затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших
психических процессов:
 внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и
иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда
ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию
переключиться на другой;
 объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку
понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
 отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с
преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в
понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания
мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего
может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в
педагогическом плане характеризуются следующим образом:
 поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
 могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на
занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в
течение длительного времени;
 возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-,
трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного
выполнения;
 в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .

Дети с ФФНР нуждаются в коррекционно-развивающей работе в ДОУ, которая
учитывает все логопедические, физиологические и психолого-педагогические
особенности дошкольников с ФФНР.
Общая характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
Дошкольники с общим недоразвитием речи — это дети с поражением центральной
нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными
особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и
смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е.,
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может
варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
(Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи
(Филичева Т. Б.).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой
речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных
конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться
неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки
словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются
трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему
отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять
предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с
существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков,
причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться
в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится
произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и
четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке.
Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание
значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый
уровень
речевого
развития(Филичева
Т.Б.)характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается
недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны
своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности
ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его
значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в
различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют
впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса
фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов
(единичности,
эмоционально-оттеночных,
уменьшительно-ласкательных,

увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того,
ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе
соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи.
Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с
разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой
особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической
активности.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в
ДОУ построена на основе общих закономерностей развития детей дошкольного
возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Дети одной возрастной категории, могут иметь качественно неоднородные уровни
речевого развития. Поэтому при выборе индивидуального образовательного маршрута
учитывается не только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития, а также
индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
Таким образом, рабочая программа коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда в ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и на основе
примерной АООП ДО, направлена на:
 охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие,
коррекцию нарушений речевого развития;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
 раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм
образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;

1.4. Планируемые результаты
(целевые ориентиры)

освоения

рабочей

программы

Результаты освоения РП коррекционной образовательной деятельности
учителялогопеда в ДОУ представлены в виде целевых ориентиров.В соответствие с ФГОС
ДОцелевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от
характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или
психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями
детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего
образовательного пространства Российской Федерации.
Общее недоразвитие речи 3-4 уровня
Ребенок:
 контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и
взрослыми;

 эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок
эмоционально
стабилен;
 пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме;
 может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов,
относящихся к одному понятию;
показать на предложенных картинках
названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной
геометрической формы, обладающие определенными свойствами;
 понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные
конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы
существительных, дифференцирует формы единственного и множественного
числа глаголов, глаголы с приставками;
 понимает смысл отдельных предложений,
 хорошо понимает связную речь;
 без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в
произношении, так и смешиваемые в произношении;
 уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
 безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и
предметов;
 обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;
 не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках;
 называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
 уровень развития грамматического строя речи практически соответствует
возрастной норме;
 правильно употребляет имена существительные в именительном падеже
единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных
падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже;
 согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
 без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает
числительные «2» и «5» с существительными; образовывает существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
 уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме;
 без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по
предложенному или коллективно составленному плану;
 составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному
плану;
 составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному
плану;
 знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
 не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
 объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила
голоса и модуляция в норме.
 темп и ритм речи, паузация нормальные;
 употребляет основные виды интонации;
 без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный
ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического
анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

1.5. Система оценки результатов освоения рабочей программы
(мониторинг)
Оценка индивидуального развития детей может проводиться учителем-логопедом в
ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик
развития личности ребенка. Результаты этого мониторинга могут быть использованы
только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для
решения задач индивидуализации образования через построение образовательной
траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или
имеющих особые образовательные потребности.
Логопедическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
логопедической диагностики — речевые карты и индивидуальные образовательные
маршруты, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития речи каждого ребенка.
В ходе образовательной деятельности учитель-логопед создает диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои
действия.
Общая картина обследования позволит выделить детей, которые нуждаются в особом
внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить
способы взаимодействия.
Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых)
характеристик речи, которые развиваются у детей на протяжении всего
образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых)
характеристик речи, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или
регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку
успешности коррекционно-логопедической работы взрослых на разных ступенях
образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых
ребенок нуждается в помощи.

II. Содержательный раздел
2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушениями речи
Содержание Рабочей программы коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда в ДОУ
направлено на реализацию следующих принципов
воспитания и обучения детей с нарушением речи:
1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается
как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое
целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимальнорационального воздействия одновременно на всю систему, а не
последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного
изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в
основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция

2.

3.

4.

5.

позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать
коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта.
Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной
психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе
деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.
Принцип комплексностипредполагает комплексное воздействие различных
технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект,
обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
Принцип дифференциациираскрывается в дифференцированном обучении
детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого
развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного
принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
Принцип концентризмапредполагает распределение учебного материала по
относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал
располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида
деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники
должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр
предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми
знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в
соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров
выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные
признаки микроконцентров — ограниченность пределами одного вида
упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная
непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы.
Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления
освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со
сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения.
Соблюдение данного принципа обусловливает: 1) высокую мотивированность
речевого общения; 2) доступность материала, который располагается в
соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от
уже усвоенного к новому. Реализуя принцип концентризма, логопед и другие
специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение
определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует
успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми
в коммуникативных целях.
Принцип последовательностиреализуется в логическом построении процесса
обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В
коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два
последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с
содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы. На
подготовительном этапеформируются общефункциональные механизмы

речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие,
внимание и пр.). На основном этапепредусматривается формирование
специфических
механизмов
речевой
деятельности
в
соответствии
образовательными задачами по другим направлениям коррекционноразвивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.).
6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение
организуется в естественных для общения условиях или максимально
приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в
уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот
принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения,
организацию активной творческой деятельности, применение коллективных
форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий,
предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом
которой является коммуникация.
7. Принцип доступностиопределяет необходимость отбора материала в
соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными
требованиями обучения и воспитания.
8. Принцип индивидуализациипредполагает ориентацию на три вида
индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная
индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства
личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера,
статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание
свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной
индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
9. Принцип интенсивностипредполагает использование на занятиях различных
приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых
играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов
обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
10.Принцип сознательностиобеспечивает формирование чувства языка и
языковых обобщений.
11.Принцип активностиобеспечивает эффективность любой целенаправленной
деятельности.
12.Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний,
воспитывающего обученияпозволяют правильно организовать процесс
коррекционно-развивающего обучения.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи
тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно
решать конкретные задачи во всех формах ее организации. Особое внимание
уделяется построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации
деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности.
Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе занятий, экскурсий,

экспериментирования,
подвижных,
дидактических,
сюжетно-ролевых
и
театрализованных игр, коллективного труда и т. д. В современной дошкольной
педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и
взрослого.
Таким образом, коррекционная логопедическая работы по рабочей программе
обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим
миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому
здоровью.
При разработке рабочей программы коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда в ДОУ
учитывалось, что приобретение дошкольниками с
нарушениями речи социального и познавательного опыта осуществляется, как
правило, двумя путями: под руководством педагогов (учителей-логопедов,
воспитателей и других специалистов) в процессе коррекционно-развивающей работы
и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Программное содержание обеспечивает организацию и синтез разных видов
деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами
получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность,
реализовывать позицию субъекта деятельности. Это позволяет детям в игре, труде,
общении усвоить некоторые общие понятия и затем перейти к выделению частных
представлений и отношений.

2.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми
разного уровня речевого развития
Согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие» включает:
 владение речью как средством общения и культуры;
 обогащение активного словаря;
 развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
 развитие речевого творчества;
 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;

 формирование
звуковой
аналитико-синтетической
предпосылки обучения грамоте».

активности

как

Общее недоразвитие речи (ОНР) 3-4 уровня
Развитие словаря
 Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и
осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать
достаточный запас словарных образов.

 Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого
запаса к активному использованию речевых средств.
 Расширить объем правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
 Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе
развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные
родовые и видовые обобщающие понятия.
 Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания
действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению
понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
 Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов
по их назначению и по вопросамКакой?Какая?Какое?, обогащать активный
словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с
продуктами
питания,
растениями,
материалами;
притяжательными
прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
 Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание
и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
 Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их
использование в речи.
 Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных
местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых
числительных и их использование в экспрессивной речи.
 Закрепить понятие слово и умение оперировать им.










Формирование и совершенствованиеграмматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи
некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных
единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных
падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего
времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на
этой основе использование в экспрессивной речи существительных и
прилагательных
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами,
существительных суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными
приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и
притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с
существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по
картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными
членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными
союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык
анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

Развитие фонетико-фонематической системы языка
и навыков языкового анализа
Развитие просодической стороны речи
 Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
 Закрепить навык мягкого голосоведения.
 Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях
на координацию речи с движением.
 Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию
голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
 Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной
речевой деятельности.
 Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию
звуков всех групп.
 Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных,
сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и
игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
 Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
 Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и
интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
цепочек слогов со стечением согласных.
 Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной
звукослоговой структуры.
 Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух
слогов, одного слога, трех слогов.
 Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и
синтеза
 Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
 Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных
признаках.
 Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на
заданные гласные и согласные звуки.
 Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях,
свободной игровой и речевой деятельности.
 Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала
слова, согласных из конца и начала слова.
 Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов
из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его
произношением).

 Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой —
звонкий, твердый — мягкий.
 Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
 Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий
согласный звук, твердый согласный звук.















Обучение элементам грамоты
Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из
шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки
и в воздухе.
Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные
буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в
ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.
Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными
буквами.
Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание
слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в
именах собственных, точка в конце предложения, написание жи—ши с буквой
И).
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в
чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать
вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и
объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании
серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом
или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких
текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе
развивать коммуникативную функцию речи.

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Развитие словаря
 Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и
обобщения знаний об окружающем.
 Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и
увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности;
существительными, образованными от глаголов.
 Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами,
словами-антонимами и словами-синонимами.

 Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить
использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
 Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными
суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными;
прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
 Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами
с оттенками значений.
 Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными
сложными предлогами.
 Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных
форм, наречий, причастий.
 Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Совершенствование грамматического строя речи
 Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного
и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в
беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
 Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные
и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
 Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с
увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
 Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения
к существительным.
 Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи
сравнительную степень имен прилагательных.
 Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в
разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего
сложного времени.
 Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по
демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений
однородными членами.
 Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных
предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с
придаточными времени, следствия, причины.
 Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных
предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с
простыми предлогами и навыки составления графических схем таких
предложений.
 Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были
ознакомлены в предыдущей группе.
Развитие фонетико-фонематической системы языка
и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи

 Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной
голосоподачи и плавности речи.
 Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
 Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче,
умеренно громко, тихо, шепотом.
 Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять
высоту тона в играх.
 Учить говорить в спокойном темпе.
 Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью
речи.
Коррекция произносительной стороны речи
 Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
 Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях,
небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
 Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в
свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового
анализа и синтеза
 Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных,
закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
 Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце
слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных
(планка) и введением их в предложения.
 Работать надтрех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и
введением их в предложения.
 Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух,
трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа
и синтеза
 Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных
признаках.
 Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на
заданные гласные и согласные звуки.
 Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных
звуков.
 Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и
по месту образования.
 Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].
 Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с
этими звуками.
 Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
Обучение грамоте
 Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
 Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

 Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики;
«печатания»; лепки их из пластилина.
 Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно
напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
 Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших
текстов.
 Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
 Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание: ча — ща
с буквой А, чу — щус буквой У).
 Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.








Развитие связной речи и речевого общения
Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,
впечатлениях.
Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса,
но и познавательного общения.
Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать
на них полно или кратко.
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о
предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному
плану.
Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени
действия или лица рассказчика.
Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в
том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или
последующих за изображенным событием.

2.3. Тематическое планирование коррекционной образовательной
деятельности
5-6 лет
Сентябрь
Комплексное логопедическое обследование
Октябрь
1 неделя Лексическая тема: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»
2 неделя Лексическая тема: «Огород. Овощи»
3 неделя Лексическая тема: «Сад. Фрукты»
4 неделя Лексическая тема: «Лес. Грибы и лесные ягоды»
1 неделя Лексическая тема: «Одежда»
2 неделя Лексическая тема: «Обувь»
3 неделя Лексическая тема: «Игрушки»
4 неделя Лексическая тема: «Посуда»

Ноябрь

Декабрь
1 неделя Лексическая тема: «Зима. Зимующие птицы»
2 неделя Лексическая тема: «Домашние животные зимой»
3 неделя Лексическая тема: «Дикие животные зимой»
4 неделя Лексическая тема: «Новый год»
Январь
2 неделя Лексическая тема: «Мебель»
3 неделя Лексическая тема: «Грузовой и пассажирский транспорт»
4 неделя Лексическая тема: «Профессии на транспорте»
Февраль
1 неделя Лексическая тема: «Детский сад. Профессии»
2 неделя Лексическая тема: «Ателье. Закройщица»
3 неделя Лексическая тема: «Наша армия»
4 неделя Лексическая тема: «Стройка. Профессии строителей»
Март
1 неделя Лексическая тема: «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»
2 неделя Лексическая тема: «Комнатные растения»
3 неделя Лексическая тема: «Пресноводные и аквариумные рыбы»
4 неделя Лексическая тема: «Наш город»
Апрель
1 неделя Лексическая тема: «Весенние работы на селе»
2 неделя Лексическая тема: «Космос»
3 неделя Лексическая тема: «Откуда хлеб пришел?»
4 неделя Лексическая тема: «Почта»
Май
1 неделя Лексическая тема: «Правила дорожного движения»
2 неделя Лексическая тема: «Правила дорожного движения»
3 неделя Лексическая тема: «Лето. Насекомые»
4 неделя Лексическая тема: «Лето. Цветы на лугу»
6-7 лет
Сентябрь
Комплексное логопедическое обследование
4 неделя Лексическая тема: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»
Октябрь
1 неделя Лексическая тема: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»
2 неделя Лексическая тема: «Фрукты. Труд взрослых в садах»
3 неделя Лексическая тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
4 неделя Лексическая тема: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка
птиц к отлету»

Ноябрь
1 неделя Лексическая тема: «Поздняя осень. Грибы, ягоды»
2 неделя Лексическая тема: «Домашние животные и их детеныши. Содержание
домашних животных человеком»
3 неделя Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к
зиме»
4 неделя Лексическая тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы»
Декабрь
1 неделя Лексическая тема: «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие
животные зимой»
2 неделя Лексическая тема: «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы,
из которых сделана мебель»
3 неделя Лексическая тема: «Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана
посуда»
4 неделя Лексическая тема: «Новый год»
Январь
2 неделя Лексическая тема: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.
Трудовые действия»
3 неделя Лексическая тема: «Профессии взрослых. Трудовые действия»
4 неделя Лексическая тема: «Труд на селе зимой»
Февраль
1 неделя Лексическая тема: «Орудия труда. Инструменты»
2 неделя Лексическая тема: «Животные жарких стран, повадки, детеныши»
3 неделя Лексическая тема: «Комнатные растения, размножение и уход»
4 неделя Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и
аквариумные рыбы»
Март
1 неделя Лексическая тема: «Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы.
Мамин праздник»
2 неделя Лексическая тема: «Наша Родина – Россия»
3 неделя Лексическая тема: «Москва – столица России»
4 неделя Лексическая тема: «Наш родной город»

Апрель
1 неделя Лексическая тема: «Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака»
2 неделя Лексическая тема: «Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского»
3 неделя Лексическая тема: «Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова
4 неделя Лексическая тема: «Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто
Май
1 неделя Лексическая тема: «Поздняя весна. Растения и животные весной»

2 неделя Лексическая тема: «Перелетные птицы весной»
3 неделя Лексическая тема: «Мы читаем. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина
4 неделя Лексическая тема: «Скоро в школу. Школьные принадлежности»

2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации рабочей программы
Формы реализации рабочей программы коррекционной образовательной
деятельности учителя-логопеда в ДОУ
Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более
образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Освоение программного материала осуществляется в:
 совместной деятельности педагога с детьми (организованной образовательной
деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах);
 самостоятельной деятельности детей.
Коррекционная образовательная деятельность осуществляется в различных видах
детской деятельности:
 игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
 коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
 познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними),
 восприятие художественной литературы и фольклора,
 проектная деятельность.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательно-образовательный процесс проектируется, учитывая контингент
воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ
родителей.
Исходя из целей и задач рабочей программы были составлены следующие документы,
регламентирующие работу учителя-логопеда в ДОУ на 2021-2022 учебный год:
- Годовой план работыучителя-логопеда, в который входят планы работы с
педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;
-Перспективное планирование работы учителя-логопеда дошкольного логопункта с
детьми, имеющими ОНР III-IV уровня;
-Перспективное планирование работы учителя-логопеда дошкольного логопункта с
детьми, имеющими ФФНР и ФНР;
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению;
- Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств
языка и развитию связной речи у детей с ОНР;

Способы реализации Рабочей программы
деятельности учителя-логопеда в ДОУ

коррекционной образовательной

К способам реализации относятся:
1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Для обеспечения эмоционального благополучия учитель-логопед должен:
 общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
 внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства,
помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
 помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
 создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств
(игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностнозначимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском
саду;
 обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют
вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе
детей.
2. Формирование доброжелательных, внимательных отношений
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям учителю-логопеду
следует:
 устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
 создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
 поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию
новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения
возникающих проблемных ситуаций).
3. Развитие самостоятельности
Для формирования детской самостоятельности учитель-логопед должен выстраивать
образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
 учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в
том числе с растениями;
 изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с
возникающими игровыми ситуациями;
 быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
4. Создание условий для развития свободной игровой деятельности
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
 создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
 определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

 наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня
отражаются в игре;
 отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита
слабо;
 косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например,
предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
5. Создание условий для развития познавательной деятельности
Стимулировать детскую познавательную активность учитель-логопед может:
 регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения
информации, но и мышления;
 регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе —
проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные
ответы;
 обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
 позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной
ситуации;
 организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения
по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
 строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход
дискуссии;
 помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
 помогая организовать дискуссию;
 предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные
модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

6. Создание условий для развития проектной деятельности
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
 создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство,
стимулируют стремление к исследованию;
 быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях,
регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные
детьми вопросы;
 поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать
проектные решения;
 помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего
замысла;
 в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их
идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

 помогать детям сравнивать предложенные
аргументировать выбор варианта.

ими

варианты

решений,

Методы реализации рабочей программы
коррекционной образовательной
деятельности учителя-логопеда в ДОУ
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения
социокультурного опыта, можно выделить следующие группы методов реализации
рабочей программы учителя-логопеда:
 проектный метод;
 метод создания проблемных, поисковых, эвристический ситуаций;
 игровые обучающие ситуации;
 совместное со взрослым и самостоятельное детское экспериментирование;
 выполнение детьми индивидуально-творческих занимательных заданий на
игровом материале;
 постановка вопросов причинно-следственного характера и вопросов,
предполагающих рассуждение;
 решение изобретательских задач;
 здоровьесберегающие технологии;
 метод мнемотехники;
 информационно-коммуникативные технологии;
 технологии личностно-ориентированного обучения;
 игровые технологии.
Средства реализации рабочей программы коррекционной образовательной
деятельности учителя-логопеда в ДОУ
Средства реализации рабочей программы учителя-логопеда
— совокупность
материальных и идеальных объектов:
 демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые
детьми);
 визуальные (для зрительного восприятия),
 аудийные (для слухового восприятия),
 аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
 естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
 реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные);
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную
основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности
детей:
 двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и др.);

 игровой (игры, игрушки);
 коммуникативной (дидактический материал);
 чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в
том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
 познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и
образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины
и др.);
 трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
 продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы,
природный и бросовый материал);
 музыкально-художественной
дидактический материал и др.).

(детские

музыкальные

инструменты,

Для реализации программы применяются не только традиционные (книги, игрушки,
картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства,
основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные
образовательные ресурсы). Также следует отметить, что они должны носить не
рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный
характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего
средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность
коррекционно-логопедического воздействия.
2.5.

Особенности
взаимодействия
воспитанников

учителя-логопеда

с

семьями

Одной из важнейших задач организации в ДОУ коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к.
только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается
максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в своем развитии.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все
большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и
семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия,
имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются
родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности,
интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга,
театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием
единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся
тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы,
организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.

На 2021-2022 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с
семьями воспитанников, в котором отражены все формы и методы взаимодействия
(план представлен в годовом плане учителя-логопеда).
На логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к
коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.Эти
рекомендации родители получают в устной форме на утренних и вечерних приемах и
еженедельно по средам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации
родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы
как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем
развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ,
подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую
деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они
предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с
окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так,
родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры,
проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и
рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком
предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь,
зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного
обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий
освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия
более интересными и яркими.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада
лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего
возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст
предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед
постоянно обновляет стенд «Советы логопеда» в коридоре ДОУ, где собраны
различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее
общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных
игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная
логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому
интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителялогопеда в условиях логопедического пункта ДОУ. Модель взаимодействия с
семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.

III. Организационный раздел
3.1. Организация (структура)
процесса в ДОУ

коррекционного образовательного

Эффективность коррекционно-логопедической
работы определяется четкой
организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением
нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов
коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ОНР различного
уровня, ФФНР и ФНР у детейобеспечивает вариативность и личностную ориентацию
образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей
детей.
Форма организации обучения– подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с
ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая
деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что
занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных
форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические
подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту
НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ
и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от
специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы
логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной
деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом.
Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать
усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям
при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических
занятиях. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с
детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30
минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы,
имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР
и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности
речевого
нарушения,
возрастом
и
индивидуальными
психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных
занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с
ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На
индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный
контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи,
корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях

дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и
автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом
и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая
работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на
логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют
структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена
индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с
детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2 года. Выпуск детей
проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Примерная циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на 20212022 учебный год
День
недели

Планирование
работы

Непосредственнообразовательная
деятельность
(Индивидуальная
и подгрупповая)

Работа с
педагогами
ДОУ и с
методической
литературой

ПОНЕДЕЛ
ЬНИК
8-00 - 1200

с 08-00 до 0815

с 08-15 до 12-00

ВТОРНИК
8-00 - 1200

с 08-00 до 0815

с 08-15 до 12-00

СРЕДА
13-00 - 1700

с 13-00 до 1315

с 15-00 до 17-00

с 14-30 до 1500

ЧЕТВЕРГ
8-00 - 1200

с 08-00 до 0815

с 08-30 до 12-00

С 8-15 до 8-30

ПЯТНИЦА
8-00 - 1200

с 08-00 до 0815

с 08-15 до 12-00

Работа с
родителями,
консультаци
и, открытые
показы НОД

Заполнение
индивидуальных
тетрадей детей

Итого
часов

4 часа
с 8-15 до 9-00

4 часа

4 часа
с 15-00 до 1700

с 14-15 до 14-30
4 часа

4 часа
С 8-15 до 900
Итого

20 час.

На непосредственную работу с детьми (НОД) отводится 18 часов, на планирование,
работу с педагогами ДОУ и методической литературой – 2 часа. (согласно Инструктивнометодического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова
А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996

3.2. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда

ДОУ, организация развивающей предметно-пространственной среды
логопедического кабинета

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в
группах и кабинете логопеда:
 создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
 преодоления отставания в речевом развитии,
 позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной
образовательной, но и в свободной деятельности,
 стимулирует
развитие
творческих
способностей,
самостоятельности,
инициативности,
 помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
 способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы
каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать,
сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его
недирективным руководством.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
позволяет
предусмотреть
сбалансированное чередование специально организованной образовательной и
нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в
режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна
уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его
эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных
составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче
запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений
способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

3.3. Перечень норматвных и нормативно-методических документов
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с
изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября
2013г. №
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован
Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
6. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г.
№ 08-

7. 249.
8. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О
направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по
реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому
обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного образования).
9. Профессиональный стандарт педагога – утвержден приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
10.Письмо Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30137) 44905

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».