Содержание
I.
Целевой раздел ……………………………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………3
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ……………...4
II. Содержательный раздел …………………………………………….. 6
2.1. Организация режима............................ …………………………… 6
2.2. Планирование образовательной деятельности……………………...7
2.3. Содержание психолого-педагогической работы …………………. 9
2.3.1.Комплексно-тематическое планирование ……………………..........9
2.3.2.Перспективный план по национально-региональному
компоненту …………………..............................................................................26
2.4. Итоговые результаты освоения Программы...........................…... 26
2.5. Система мониторинга достижения планируемых
результатов ………………................................................................................. 30
III. Организационный раздел ……………………………………………..31
3.1. Работа с родителями ………………………………………................32
3.2. Культурно-досуговая деятельность …………..................................33
Библиография ..........................................................................................34
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа составлена на основе ООП,
реализуемой в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении «Дюймовочка», разработанной на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и ряда
дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами
Программы «От рождения до школы», позволяющих выполнять федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования для детей
в подготовительной к школе группе.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами: - Конституция РФ, ст.43, 72. -Конвенция о правах
ребёнка (1989 г.). -Федеральный закон «Об образовании в РФ». -СанПиН
2.4.1.3049 – 13 -Устав ДОУ -Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. № 273-Ф -Федеральный закона “Об образовании в Российской
Федерации” ст. 48, ч.1, п.1 -ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13
г, действует с 01.01.2014 г)
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и
направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие
двигательной и гигиенической культуры детей.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру,
воспитание
культуры
общения,
эмоциональной
отзывчивости
и
доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей,
эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и
художественной литературе.
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов,
интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы,
стремления к активной деятельности и творчеству.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов
деятельности:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной
деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –
физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественноэстетическому.
1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической
применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей
и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные
ценности и традиции в образовании.
1.3.Возрастные особенности детей 6-7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы
начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные
значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь,
трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто
как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение
роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового
пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя
автобуса, ребенок командует пассажи рами и подчиняется инспектору ГИБДД.
Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры
взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков
и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и
т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д.
Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,
Изображение человека становится еще более детализированным и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют
обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только
анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и
определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными
предметами.
Свободные
постройки
становятся
симметричными
и
пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной
ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они
достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет
осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения;
способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по
собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.
Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления
их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам
уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые
могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на
листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на
одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения
между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка
не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и
средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей
отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы
дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической
речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
II. Содержательный раздел
2.1.Организация режима
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные
психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности,
обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью
детей в детском саду.
Режим дня составлен с расчетом на 10.5 часового пребывания детей в
детском саду.
Содержание работы
Прием,
осмотр,
игры,
ежедневная
утренняя гимнастика, дежурства
Подготовка к завтраку, завтрак
Игры
Организованная
образовательная
деятельность
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
(игры, наблюдения, труд)
Возвращение с прогулки, игры
Подготовка к обеду, обед
Время проведения
7.30 -8.25
8.25 – 8.45
8.45 - 9.00
9.00 – 9.30
9.40 – 10.10
10.20 – 10.50
10.50 – 12.20
12.20 – 12.45
12.45 – 13.15
Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъем, воздушные, водные
процедуры
Игры, самостоятельная деятельность детей
Подготовка к полднику, полдник
Чтение художественной литературы
Подготовка к прогулке, прогулка (игры)
Уход детей домой
13.15 – 15.00
15.00 – 15.25
15.25 – 16.10
16.10 – 16.30
16.30 – 16.50
16.50 – 18.00
18.00
На прогулке учитываются климатические условия (в течение года режим
дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период
увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2
раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после
дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра
более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические
упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением
детей в помещение ДОУ.
Дневному сну отводится 2- 2.20 часа.
Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная
гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в
форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в
подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его
продолжительность не превышает 20 минут в день.
В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения
детям. Это не является обязательным элементом режима дня, может быть
замещено самостоятельной деятельностью детей. Для детей 6-7 лет длительность
чтения с обсуждением прочитанного составляет 20-25 мин.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки,
включая занятия по дополнительному образованию, составляет 14 занятий.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой
работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей
такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной
Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут).
Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая
позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с
детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от
программного
содержания,
проводятся
фронтально,
подгруппами,
индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить
каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении,
побеседовать, выслушать ответ.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки и т.п.)
недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон,
их проводят не чаще 3 раз в неделю - не более 30 мин.
2.2.Планирование образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность
Образовательная область
периодичность Интеграция образовательных областей
Физическая культура
3
"Здоровье",
"Безопасность",
"Социализация",
"Коммуникация",
"Музыка", "Труд"
Познание.
1
"Познание"
(формирование
Продуктивная
элементарных
математических
(конструктивная)
и
представлений),
"Социализация",
познавательно"Коммуникация",
"Художественное
исследовательская
творчество", "Труд"
деятельность
Познание
2
"Познание"
(продуктивная
Формирование
деятельность
и
познавательноэлементарных
исследовательская
деятельность;
математических
сенсорное развитие), "Социализация",
представлений
"Коммуникация",
"Художественное
творчество", "Труд"
Познание
1
"Безопасность",
"Социализация",
Формирование
целостной
"Коммуникация", "Музыка", "Труд",
картины мира, расширение
"Чтение художественной литературы",
кругозора
"Художественное творчество"
Коммуникация
2
"Труд",
"Чтение
художественной
литературы",
"Художественное
творчество"
Чтение
художественной
ежедневно
"Художественное
творчество",
литературы
"Коммуникация", "Музыка",
Художественное творчество:
"Художественное
творчество"
Рисование
2
(развитие
детского
творчества,
Лепка
0,5
приобщение
к
музыкальному
Аппликация
0,5
искусству),
"Коммуникация",
"Музыка", "Познание" (формирование
целостной картины мира), "Труд"
музыка
2
"Физическая
культура",
"Коммуникация","Познание",
"Художественное творчество"
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утренняя гимнастика
ежедневно
"Физическая культура", "Здоровье",
"Коммуникация","Безопасность",
"Музыка","Социализация"
Комплексы
закаливающих ежедневно
"Здоровье",
процедур
"Коммуникация","Безопасность",
"Музыка","Социализация"
Гигиенические процедуры
ежедневно
"Здоровье",
"Коммуникация","Безопасность",
"Социализация"
Ситуативные беседы при ежедневно
"Здоровье",
проведении
процессов
Дежурства
режимных
"Коммуникация","Безопасность",
"Социализация", "Познание"
ежедневно
"Здоровье",
"Коммуникация","Безопасность",
"Социализация", "Труд"
Прогулки
ежедневно
"Физическая культура", "Здоровье",
"Коммуникация","Безопасность",
"Познание","Социализация", "Труд"
Самостоятельная деятельность детей
Игра
ежедневно
"Физическая культура", "Здоровье",
"Коммуникация","Безопасность",
"Познание","Социализация", "Труд",
"Познание",
"Музыка",
"Чтение
художественной
литературы",
"Художественное творчество"
Самостоятельная
ежедневно
"Физическая культура", "Здоровье",
деятельность детей в центрах
"Коммуникация","Безопасность",
развития
"Познание","Социализация", "Труд",
"Познание",
"Музыка",
"Чтение
художественной
литературы",
"Художественное творчество"
По действующему СанПиН для детей 6-7 лет планируют не более 14
занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.12660-10).
Одно из трех физкультурных занятий с детьми 6-7 лет следует
круглогодично проводить на открытом воздухе.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим
методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере
развития.
Для гарантированной реализации государственного образовательного
стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка
рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних
каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
2.3.Содержание психолого-педагогической работы
2.3.1.Комплексно-тематическое планирование
Образовательная
область
«Здоровье»
Цели и задачи
месяц
Содержание работы
Охрана и здоровье
детей, формирование
основы культуры
здоровья:
-сохранение и
укрепление
физического и
психического
здоровья детей;
-воспитание
культурногигиенических
сентябрь
Диагностика
Беседа «Как я появился на свет».
Игры «Кто я?», «Садовник» стр.
Памятка для родителей «Закаливание»
Беседа «Ухаживай за своими руками и
ногами».
Беседа «Чтобы зубы были крепкими».
Игры «Как нужно ухаживать за собой»,
«Определения»
Стихи «Я пишу вам письмецо»
С.Михалков
Беседа «Опасные предметы дома»
Октябрь
Ноябрь
навыков;
-формирование
начальных
представлений о
здоровом образе
жизни.
Продолжать под
руководством
медицинских
работников
проводить комплекс
закаливающих
процедур с
использованием
природных факторов
(воздух, солнце,
вода) в сочетании с
физическими
упражнениями.
Ежедневно
проводить утреннюю
гимнастику
продолжительностью
8-10 минут.
Во время занятий,
требующих высокой
умственной
нагрузки, и в
промежутках между
занятиями проводить
физкультминутки
длительностью 1 -3
минут.
Приучать детей
самостоятельно
организовывать
подвижные
спортивные игры,
выполнять
спортивные
упражнения на
прогулке, используя
имеющееся
физкультурное
оборудование: зимой
кататься на санках,
скользить по
ледяным дорожкам,
ходить на лыжах; в
теплый период
кататься на
двухколесном
велосипеде,
самокате, роликовых
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Беседа «Откуда берутся болезни»
Игры «Опасно – не опасно»
Загадки.
Памятка для родителей «Как
предотвратить опасность?»
Беседа « Скелет»
Беседа «Сердце и кровеносная система»
Игра «Мой день»
Стихи «Деловой человек», Л. Рыжова
«Наоборот» Е.Карганова
Беседа «Опасные предметы дома»
Беседа «Откуда берутся болезни»
Игры «Опасно – не опасно»
Загадки.
Памятка для родителей «Как
предотвратить опасность
Беседа «Правила поведения в
экстремальных ситуациях»
Беседа «Правила поведения в
транспорте»
Иры «Если я сделаю так»
Памятка для родителей «Правила
дорожного движения»
Беседа «Желудок и система
пищеварения» Беседа «Мозг и нервная
система»
Игры «К нам пришел Незнайка»,
«Полезная и вредная еда»
Стихи «Витамины» Л. Зильберг
Памятка для родителей «Плоскостопие»
Беседа «Наши зубы»
Беседа «Почему я слышу»
Игры «Веселый человечек»,
«Путешествие хлебного комочка»
Беседа «Почему я вижу»
Игры «Что такое хорошо, что такое
плохо»,
«Цветик - семицветик»
«Социализация»
коньках.
-освоение
первоначальных
представлений
социального
характера,
включение детей в
систему социальных
отношений;
-развитие игровой
деятельности детей;
-приобщение к
элементарным
нормам и правилам
взаимоотношения со
сверстниками и
взрослыми;
-формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности,
патриотических
чувств,
принадлежности к
мировому
сообществу.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Диагностика
Сюжетно-ролевая игра «Гости»,
«Детский сад»
Дидактические игры: «Хитрые
картинки», «Веселые человечки»,
«Школа», «Цветик-семицветик», «Чего
не хватает?», «Времена года»
Подвижные игры: «Смелые ребята»,
«Северные олени», «Один-двое»
Пальчиковый театр «Котенок»
С.Городецкий
Театр игрушек «Слон пошел учиться»
Театр на фланелеграфе «Хвастатый
Хвастунишка»
Игры по теме: «Наши эмоции», «Такие
разные и такие похожие»
«Что мы знаем о своей родине?»
Дидактическая игра «Народы мира)
Сюжетно-ролевая игра «День
рождения», «Семья»
Дидактические игры: «Магазин
одежды», «Водители», «Чье это место?»
«Куда пойдем?», «Библиотека»,»Из
каких мы сказок?»
Подвижные игры: «Пожарные на
ученье», «Мяч водящему», «Пчелы и
медвежата», «Шалтай-Балтай»,
Инсценировка сказки «Репка»
Теневой театр «У бабушки козел»
(русская народная сказка)
Кукольный театр «Колосок» (русская
народная сказка)
Инсценировка рассказа Н.Носова
«Шляпа»
1.«Грубость и драка»
2.»Хорошо ли быть злым?»
Игры по теме «гнев»
1. Я выбираю сам стр.
2.1. Россия на шаре земном
Дидактическая игра «Великие люди
России»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»
«Почта»
Подвижные игры: «Пустое место»,
«Городки», «Ловля обезьян», «Перелет
птиц».
Кукольный театр «Кошкин дом»
С.Я.Маршак
Инсценировка рассказа Н.Носова
«Автомобиль»
Театр игрушек «Телефон»
К.И.Чуковский
1. «Цирк»
Декабрь
Январь
Февраль
2. «Учимся справляться с гневом» стр.
Игры по теме «Гнев» 1.Деклорация
прав человека и Конвенция о правах
ребенка стр.
2. «Александр Невский - освободитель
земли русской»
Сюжетно-ролевая игра «Волшебники»,
«Летчики»
Дидактические игры: «Кто делает
игрушки?». «Швейная фабрика»,
«Догадайся, кто меня сделал?»
«Принеси карандаш», «Секреты»,
«Найди ведерко»
Подвижные игры: «С кочки на кочку»,
«Лесные тропинки», «Камень,
ножницы, бумага» «Лягушки в болоте»,
Инсценировка рассказа Н.Носова
«Бенгальские огни»
Пальчиковый театр «Гусенок пропал»
Р.Кудашева
Теневой театр «Прятки» Н.Носов
1.«Жадность»
2. «Поговорим о доброте»
Игры по теме «Радость»
1 «Как я отношусь к другим людям»
2. «Дмитрий Донской – освободитель
земли русской»
3.«Государственный флаг, герб, гимн
РФ»
Сюжетно-ролевая игра: «Ателье»,
«Строительство»
Дидактические игры: «Вырастим
яблоки», «Как сделали томатный сок?»,
«На животноводческой ферме»
«Волшебные картинки»,
«Перевертыши», «Разные сказки»
Подвижные игры: «Ловкая пара», «Лиса
и зайцы», «Хищник-добыча»
Театр на фланелеграфе «Айболит и
воробей» К.И.Чуковский
Инсценировка рассказа Н.Носова
«Заплатка»
1. «Шаловливые игры»
2. «Ссора»
Игры по теме «Страх»
1. «Зачем нужны правила»
2. «Иван Сусанин – защитник земли
русской»
3.«Государственный флаг, герб, гимн
РБ»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»,
«Поликлиника»
Дидактические игры: «Чудесные
превращения», «Чудесный лес». «Кто
Март
Апрель
веселее?»
«Что кому надо для работы на
стройке?».. « Кто делает игрушки?»
Подвижные игры: «Перебежки»,
«Коршун и наседка», «Охотники и
звери»
Кукольный театр «Почему вода в морях
стала соленая?» (норвежская сказка)
Кукольный театр «Бобик в гостях у
Барбоса» Н.Носов
Театр игрушек «Лиса и козел» (русская
народная сказка»
1. «Злой язычок»
2. «Чувства одинокого человека»
Игры по теме: «давайте жить дружно»
стр.
1 «Насколько я ответственный?»
2. «Царь Петр»
Дидактическая игра «Защитники
Отечества»
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»,
«Парикмахерская»
Дидактические игры: «Времена года»,
«Кто важнее?». «Кем быть?»
«Кто веселее?», «Угадай, что
спрятано», «Домино»
Подвижные игры: «Защити товарища»,
«Перелет птиц», «Горелки»
Инсценировка сказки «Снежная
королева»
Театр игрушек «На блины» (русская
народная игра)
1. «Машина шутка»
2. «Учимся понимать чувства других
людей»
Игры по теме « Мальчики и девочки»
стр.
1. «Русские богатыри»
2. «Устное народное творчество –
былины»
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Сюжетно-ролевая игра «Школа»,
«Зоопарк»
Дидактические игры: «Что из чего
сделано?», «Азбука голубых дорог»
«Вместе расскажем историю»,
«Волшебный коврик»
Подвижные игры: «Холодно-горячо»,
«Светофор», «Мы - веселые ребята»
Драматизация сказки «Как поссорились
Солнце и Луна»
Театр игрушек «Жадина»
Э.Мошковская
Кукольный театр «Заюшкина избушка»
(русская народная сказка)
1. «Болезнь куклы»
2, «Учимся доброжелательности»
Игры по теме «Давайте жить дружно
Май
«Труд»
-формирование
Сентябрь
положительного
отношения к труду:
-развитие трудовой
деятельности;
-воспитание
ценностного
отношения к
собственному труду,
труду других людей
и его результатам;
-формирование
Октябрь
первичных
представлений
о
труде взрослых, его
роли в обществе и
жизни
каждого
человека;
-закреплять умения
Ноябрь
самостоятельно и
быстро одеваться и
1. «Библия»
2. «Как одевались на Руси, как
праздники встречали»
Дидактическая игра «Народные
костюмы»
Сюжетно-ролевая игра «Почта»,
«Путешествие»
Дидактические игры: «Чудо рядом».
«Когда это бывает?», «Помоги
малышам»
«Что. Для кого?», «Волшебная
мозаика», «Разные постройки»
Подвижные игры: «Птицы и лиса»,
«Классы», «Солнце и планеты»
Кукольный театр «У страха глаза
велики» (русская народная сказка)
Драматизация сказки «Снегурочка»
(русская народная сказка)
Инсценировка рассказа Н.Носова
«Шурик у дедушки»
1. «Путешествие к Незнайке»
2. «Добрые и злые поступки»
Игры по теме: «Наши эмоции»
1. «Как менялось жилище человека»
2. Как строили избу. Устройство
русской избы»
Дидактическая игра «Крестьянский
труд» стр.
Диагностика
1. «Мебель» (работа с бумагой и
картоном)
2. «Здания» (из строительного
материала)
Приучать детей старательно, аккуратно
выполнять поручения, беречь
материалы и предметы, убирать их на
место после работы.
1.День танкиста
2. День работников леса
1. «Пароход с двумя трубами» (работа с
бумагой и картоном)
2. «Салфетка» (работа с тканью)
1.Международный день учителя
2.Международный день музыки
3. День работников автомобильного
транспорта
1. «Транспорт» (работа с
использованным материалом)
2. «Пришивание пуговиц на салфетку»
раздеваться, ставить
обувь на место,
складывать
аккуратно одежду в
шкаф, по мере
необходимости
сушить мокрые
вещи.
-закреплять умение
замечать и устранять
непорядок в своем
внешнем виде.
-воспитывать
желание участвовать
в совместной
трудовой
деятельности
наравне со всеми.,
стремление быть
полезными
окружающим,
радоваться
результатам
собственного труда;
-закреплять умение
самостоятельно и
своевременно
готовить материалы
и пособия к
занятиям, без
напоминания
убирать рабочее
место;
-закреплять умение
поддерживать
порядок в группе и
на участке;
-закреплять умение
самостоятельно,
быстро и красиво
убирать постель
после сна;
-приучать
добросовестно
выполнять
обязанности
дежурных по
столовой;
-закреплять умение
самостоятельно и
ответственно
выполнять
обязанности
дежурного в уголке
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
(работа с тканью)
1. День милиции
2.День работников сельского хозяйства
(агроном, доярка, ветеринар)
1. «Городской транспорт» (из
строительного материала)
2. «Елочные игрушки» (работа с
бумагой и картоном)
1.День энергетика
1. «Вышивание салфетки» (работа с
тканью)
2. «Закладки» (работа с бумагой и
картоном)
1. День российской печати (писатель,
художник, журналист)
«Игрушки» (из использованного
материала)
«Фигурки зверюшек» (из природного
материала)
День защитника Отечества
1. «Дорожные знаки» (работа с бумагой
и картоном)
2. «Мост» (из строительного материала.
День работников торговли
3. Международный день цирка
4. Международный день театра
1. «Игольница» (работа с тканью)
2. «Игрушки-забавы» (работа с бумагой
и картоном)
1.День космонавтики
2.День геолога
3. День науки
4. День работников пожарной охраны
1.Волшебный сундучок с сюрпризом
(работа с бумагой)
2. Кармашек для расчесок
1.День радио
2.Общероссийский день библиотек
3. День пограничника
4.Международный день семьи
природы
«Безопасность»
-формирование
Сентябрь
основ безопасности
собственной
жизнедеятельности,
формирование
предпосылок
экологического
сознания.
-формирование
представлений об
опасных для
человека и
Октябрь
окружающего мира
природы ситуациях и
способов поведения
в них;
-приобщение к
правилам
безопасного для
человека и
окружающего мира
природы поведения;
-передачу детям
знаний о правилах
Ноябрь
безопасности
дорожного движения
в качестве пешехода
и пассажира
транспортного
средства;
-формирование
осторожного и
осмотрительного
отношения к
потенциально
опасным для
человека и
окружающего мира
природы ситуациям.
Декабрь
Диагностика
«Взаимосвязь и взаимодействие в
природе»
Беседа «Труд пожарных»
Чтение Т.Потапова «Пожарный»,
С.Маршак «Сказка про спички»
«Поплотнее кран закрой, осторожней
будь с водой»
«Пора не пора – не ходи со двора»
Д/игра «Мы шоферы»
Чтение Я. Пишумов «Машины»
«Будем беречь и охранять природу"
Беседа «Спички не тронь – в спичках
огонь»
Аппликация «Пожарная машина»
«Ток бежит по проводам»
«Электроприборы»
«Мостовая для машин, тротуар для
пешеходов»
Д/игра «Водители»
Чтение О.Бедарев «Азбука
безопасности»
«Съедобные и несъедобные грибы»
Беседа «Что горит в лампочку. Узнай
все об электрической лампочке».
Чтение Е. Пермяк «Как огонь воду
замуж выдавал»
Просмотр мультфильма «На пожаре»
«Запомните, детки, таблетки – не
конфетки»
«Служба 02»
«О ступеньке под землей и полосатой
зебре»
Заучивание «Песенка о правилах»
Д/игра «Дорожные знаки, светофор и
ты»
«Съедобные ягоды и ядовитые
Январь
Февраль
Март
Апрель
растения»
Беседа «Почему зажигается спичка»
п/игра «Пожарные на учении»
«Полезные вещи – молоток и клещи,
ножницы, катушки – детям не
игрушки»
«Скорая помощь»
"Красный, желтый, зеленый»
Чтение Я. Пишумов «Машина моя»
Д/игра «Собери машину по частям»
«Мы пришли на водоем»
Беседа «Огонь злой, огонь добрый"
«Внешность человека может быть
обманчива»
«Лекарственные растения»
«Посмотри налево, посмотри направо»
Чтение стихотворения В. Семерин
«Запрещается – разрешается»
Д/игра «Проводи друзей к школе»
«Контакты с животными»
Беседа «Почему огонь полезен и
опасен»
Чтение С.Маршака «Рассказ о
неизвестном герое»
«Опасные ситуации: контакты с
незнакомыми людьми на улице и дома»
«Ядовитые растения»
«Человек с жезлом на»
Заучивание наизусть В.Кожевников
«Светофор»
Рисование «Регулировщик»
«На воде, на солнце…»
Экскурсия «В гости к пожарным»
Чтение Т.Попова «Саламандра –
повелительница огня»
Беседа «Пожарная безопасность в
доме»
«Насильственные действия незнакомого
взрослого на улице»
«Съедобные несъедобные грибы»
«Не играй в прятки с водителем»
Чтение Н.Носов «Автомобиль»
Рисование «Большие неторопливые
машины»
«Сбор грибов и ягод»
Беседа «Огонь важное открытие
древнего человека»
Практическое занятие по отработке
плана эвакуации в случае
возникновения пожара
«Ребенок и его старшие приятели»
«Гроза»
Май
«Познание»
-развитие у детей
познавательных
интересов,
интеллектуальное
развитие детей:
-сенсорное развитие;
-развитие
познавательноисследовательской и
продуктивной
деятельности;
-формирование
элементарных
математических
представлений;
-формирование
целостной картины
мира, расширение
кругозора детей.
Развивать
восприятие; умение
выделять
разнообразные
свойства и
отношения
предметов (цвет,
форма, величина,
расположение в
пространстве).
Включая разные
органы чувств:
зрение, слух,
осязание, обоняние,
вкус.
Продолжать
развивать умение
сравнивать
предметы,
сентябрь
октябрь
Ноябрь
«Азбука дороги»
Рассматривание дорожных знаков.
Д/игра «Дорожные знаки»
«На прогулку мы идеи»
Беседа «Миф о Прометее»
Развлечение «Пожарному делу учиться
всегда, пригодиться»
«Балкон, открытое окно и другие
бытовые опасности»
«Кошка и собака - наши соседи»
«О правилах поведения в общественном
транспорте»
Чтение А.Дионовский «Чудесный
островок»
Конкурс рисунков «Правила дорожного
движения»
ФЭМП
Диагностика
1.Числа 1-5. повторение»
ЭКОЛОГИЯ
1. «Беседа о лете.»
2. «Наш дом – природа.»
3. «Жизнь осеннего леса»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 «Приглашение к путешествию.
2. «Береги себя»
ФЭМП
1. «Число 6. Цифра 6.»
2. «Число 6. Цифра 6.»
3. « Длиннее. Короче.»
4. «Измерение длины.»
ЭКОЛОГИЯ
1. « Беседа о птицах»
2. «Значение растений в жизни
человека»
3. «Планета Земля в опасности.»
4. «Ледяная зона»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. «Уж небо осенью дышало.. "
2. «Помощники в путешествии: глобус
и карта»
3. «Выбираем транспорт»
4. «Путешествие на Северный полюс»
5. «Путешествие в Тундру»
ФЭМП
1 «.Измерение длины.»
2.Измерение длины
3.Число 7. Цифра 7.
4.Число 7. Цифра 7.
5.Число 7. Цифра 7.
ЭКОЛОГИЯ
1. Беседа об обитателях наших
водоемов
2.Беседа об осени
устанавливать их
сходства и различия.
Продолжать
знакомить с цветами
спектра: красный,
оранжевый, желтый,
зеленый, голубой,
синий, фиолетовый
(Хроматические) и
белый, серый и
черный
(Ахроматические).
Продолжать
формировать умение
различать цвета по
светлоте и
насыщенности,
правильно называть
их (светло-зеленый,
светло-розовый).
Показать детям
особенности
расположения
цветовых тонов в
спектре. Развивать
умение группировать
объекты по
нескольким
признакам.
Продолжать
знакомить с
различными
геометрическими
фигурами, учить
использовать в
качестве эталонов
плоскостные и
объемные формы.
Формировать умение
обследовать
предметы разной
формы; при
обследовании
включать движения
рук по предмету.
Совершенствовать
глазомер.
Продолжать
развивать умение
сравнивать
предметы,
устанавливать их
сходства и различия.
Декабрь
Январь
Февраль
Март
3.Растительный и животный мир
тундры
4.Экскурсия в парк «Проводы осени»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. Жители тундры
2. Путешествие в тайгу
3.Путешествие в смешанный лес
4.Идет волшебница зима
ФЭМП
1. «Тяжелее, легче. Сравните по массе.
2.Измерени массы.
3. Измерение массы
ЭКОЛОГИЯ
1. У кого какой дом.
2.Дуб и сосна.
3.Волк и лиса – хищные животные
4.Жалобная книга природы
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1.В гости к городецким мастерам
2. Путешествие к мастерам Хохломы
3. В гости к дымковским мастерам
4. Филимоновская игрушка
ФЭМП
1.Число 8. Цифра 8.
2. «Число 8. Цифра 8».
3. «Число 8. Цифра 8».
ЭКОЛОГИЯ
1.Лесная зона
2. « Зима – красавица»
3. «Водоемы»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. «История русского костюма»
2. «Ярмарка»
3. «Москва златоглавая»
4. «Во что одевались на Руси, как
праздник встречали»
ФЭМП
1. «Объем. Сравнение по объему»
2. «Измерение объема»
3. «Число 9, Цифра 9»
4. «Число 9. Цифра 9»
ЭКОЛОГИЯ
1. «Степная зона»
2. «Что мы знаем о птицах»
3. «Рассказ об экологических
пирамидках»
4. «Как зимуют звери»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. «Человек трудился всегда»
2. «Как ездили и ездят люди»
3. «Как менялось жилище человека»
4. « Как люди общаются на расстоянии»
ФЭМП
1. «Цифра 9, число 9»
Апрель
Май
«Коммуникация» Овладение
Сентябрь
конструктивными
способами,
средствами
взаимодействия
с окружающими
людьми.
-развитие свободного Октябрь
2. «Площадь. Измерение площади.»
3. «Измерение площади»
4. «Число. Цифра 0»
ЭКОЛОГИЯ
1. «Зона пустыни»
2. «Вода вокруг нас. Круговорот воды в
природе»
3. «Свойства воды»
4. «Зона саванны»
5. «Экскурсия в природу «Весна красна»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. «Были дебри да лес стали в дебрях
чудеса»
2. «Зоопарк»
3. «Конкурс эрудитов»
4 «Викторина «Что, где, когда?»
ФЭМП
1. «Число 0, Цифра 0»
2. «Число 10»
3. «Шар. Куб, Параллелепипед.»
4. «Пирамида. Конус. Цилиндр».
ЭКОЛОГИЯ
1. «Почему исчезают животные»
2. «Красная книга – сигнал опасности»
3. «Зона джунглей»
4. «Свойства воздуха»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. «Весна в степи»
2. «Широкая масленица»
3. «Откуда хлеб пришел»
4. «Широка страна моя родная»
ФЭМП
1. «Символы.»
2. «Повторение. Игра-путешествие в
страну Математики».
3. «Повторение. Игра «Скоро в школу»
ЭКОЛОГИЯ
1. «Солнце – большая звезда»
2. «Беседа о лягушках»
3. «Природоведческая викторина»
ОРУЖАЮЩИЙ МИР
1. « Путешествие в Африку»
2. «Путешествие в Австралию и
Антарктиду»
3. «Путешествие в Америку»
Диагностика
1. Беседа об осени
2. Лиса козел
1. Гласный звук А, буква А
2. Гласный звук У, буква У
Закрепление звуков А, У
3.Гласный звук О, буква О
1. Беседа об осени
общения с
взрослыми и детьми;
-развитие всех
компонентов устной
речи детей;
-практическое
овладение
воспитанниками
нормами речи.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
2. Пересказ рассказа «Купание
медвежат» В.Бианки
3.Составление описательного рассказа
по картине «ЗАЯЦ»
4. Обобщающие слова
1. Согласный звук М. Буква М.
2 Закрепление звуков А, У, О, М.
3. Согласный звук С. Буква С
4.Закрепление звуков А, О, У, М, Х.
1. Составление рассказа по плану
«Первый день Наташи в Детском саду»
2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как
Маша стала большой»
3. Россия-Москва
4. Перелетные птицы
5.составление рассказа на тему «Все
работы хороши»
1. Звук Х, буква Х
Закрепление звуков и букв А. У, О, М,
С, Х
2.Звук Ш, буква Ш
3. Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА,
СО, СУ
4.Сопаставление звуков С и Ш
Обобщение изученного. Гласные: А, У
О, Согласные С, М, Х, Ш, Л
1.Заучивание стихотворения Д. Родари
«Чем пахнут ремесла?»
2.Пересказ были Л.Н.Толстого
«Косточка»
3. Составление сюжетного рассказа по
картине
4. Знакомство со сказкой Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»
1.Гласный звук Ы, буква Ы
2.Согласный звук Н, буква Н
Закрепление звука Н, буквы Н
3. Звук Р., буква Р.
Закрепление звука Р., буквы Р.
4. Сопоставление звуков Р. и Л
Обобщение пройденного. Гласные
звуки: А, У, О, Ы; согласные: М, С, Х,
Ш, Л, Н, Р.
1.Зимующие птицы
2. Чтение рассказа Е.Чарушина «Сова»
3.Времена года
1.Звук К, буква К
2. Звук П., буква П.
3.Согласный звук Т, буква Т
1. Пересказ рассказа к. Ушинского
«Каждой вещи свое место»
2.Чтение стихотворения Я.Акима
«Жадина»
3. Рассказывание сказки «Вежливый
Март
Апрель
Май
«Чтение
Формирование
Сентябрь
кролик»
4. Басня-как литературный жанр стр.
5.Диалог. монолог, косвенная речь.
Чтение диалога Н.Сладкова «белка и
медведь»
1. Гласный звук И, буква И
Закрепление гласного звука И, буквы И
2. Согласный звук З, буква З
Сопоставление звуков З и С
3. Звук В, буква В
Закрепление согласного звука В, буквы
В
4.Согласный звук Ж, буква Ж
Закрепление звука Ж, буквы Ж
1. Народная сказка «Кукушка»
2..Беседа о весне
3.Составление описательного рассказа
по картине Саврасова «Грачи
прилетели»
4. Писатель сказочник К.И.Чуковский
Чтение сказки К.Чуковского «телефон»
1.Звонкий согласный звук Б, буква Б
Закрепление звука Б, буквы Б
2. Звук Г, буква Г
Закрепление звука Г, буквы Г
3.Звук Д, буква Д
Сопоставление звуков Д и Т
4. Звук Й, буква Й
Сопоставление звуков И и Й
5.Разделительный мягкий знак Ь
Закрепление звуков Д, Т, И, Й и букв Д,
Т, И, Й, Ь
1.Составление описательного рассказа
по картине «Половодье»
2.Изображение весны в русской поэзии.
Знакомство с трудом взрослых
4.Бытовая техника
1.Звук Е, буква Е
2. Гласный звук Я, буква Я
Закрепление гласных звуков Е, Я
3.Гласный звук Ю, буква Ю
4. Гласный звук Ё, буква Ё
Закрепление звуков Ю.Ё
1. Жизнь насекомых
2..Виды деревьев
3..Красота русской природы
4..Явления природы
1.Глухой согласный звук Ц, Ч, буква Ц,
Ч
Сопоставление звуков Ч и Ц
2. Звук Щ, Ф. буква Щ, Ф.
3.Гласный звук Э, буква Э
4.Разделительный твердый знак Ъ
1. Рассказывание русской народной
художественной
литературы»
интереса и
потребности:
-формирование
целостной картины
мира;
-развитие
литературной речи;
-приобщение к
словесному
искусству.
сказки «Царевна – лягушка»
2. Чтение рассказов об осени
3. Рассказывание русской народной
сказки «Сивка - Бурка»
4. Заучивание стихотворения
Е.Трутневой «Осень»
Русский фольклор.
Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы
послушайте, ребята».
Сказки и былины. «Илья Муромец и
Соловей-разбойник» (запись А.
Гильфердинга, отрывок); «Василиса
Прекрасная» (из сборника сказок А.
Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И.
Соколова-Микитова. «Добрыня и
Змей», пересказ Н. Колпаковой;
«Снегурочка» (по народным сюжетам);
«Садко» (запись П. Рыбникова,
отрывок); «Семь Симеонов — семь
работ ников», обр. И. Карнауховой;
«Сынко-Филипко», пересказ Е.
Поленовой; «Не клюй в колодец —
пригодится воды напиться», обр. К.
Ушинского.
Фольклор народов мира
Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер
с англ. С. Маршака; «Мы пошли по
ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой;
«Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. с
франц.
Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.):
«Кот в сапогах», пер, Т. Габбе;
«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
«Каждый свое получил», эстон., обр. М.
Булатова; «Голубая птица», туркм., обр.
А. Александровой и М. Туберовского;
«Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л.
Кон; «Самый красивый наряд на свете»,
пер. с япон. В. Марковой.
Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С.
Городецкий. «Первый снег»; М.
Лермонтов. «Горные вершины» (из
Гёте); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г
Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С.
Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима!
Крестьянин, торжествуя...» (из романа
«Евгений Онегин»), «Птичка,»; П.
Соловьева. Ф. Тютчев. «Весенние
воды»; А. Фет.
«Уж верба вся пушистая» (отрывок).
Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко.
«Великие путешественники»; К.
Коровин. «Белка» (в сокр.); С.
Алексеев. «Русачок-травник»,
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
«Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на
крыше заблуди лась»; С. Романовский.
«На танцах».
Литературные сказки. А. Пушкин,
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»; А, Ремизов. «Хлебный
голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский.
«Теплый хлеб»; В. Даль. «Старикгодовик»; П. Ершов. «КонекГорбунок»; К. Ушинский. «Слепая
лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от
послушнос ти»; И. Соколов-Микитов.
«Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк
по-своему».
Произведения поэтов и писателей
разных стран
Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма»,
пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт.
«Зимний разговор через форточку»,
пер. с нем. К. Орешина;
Литературные сказки. Х.-К Андерсен.
«Дюймовочка», «Гадкий утенок» пер. с
дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби»,
пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен.
«Принцесса, не желающая играть в
куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
C.Топелиус. «Три ржаных колоска»,
пер. со швед. А. Любарской.
1. Чтение туркменской сказки
«Падчерица»
2. Ознакомление с малыми
фольклорными формами
3. Чтение сказки «Про зайца - длинные
уши...» Д.Мамин-Сибиряка
4. Заучивание стихотворения
А.С.Пушкина «Уж небо осенью
дышало...»
1. Рассказывание украинской сказки
«Хроменькая уточка»
2.Чтение басни И.А.Крылова «
Стрекоза и муравей»
3. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбки»
А.С.Пушкина
4. Чтение стихотворения К.Чолиева
«Деревья спят»
1. «Малые фольклорные формы
2. Рассказывание русской народной
сказки «Снегурочка»
3. Заучивание стихотворения
Е.Трутневой «Первый снег»
4.
Рассказывание
по
сказки
В.И.Одоевского « Мороз Иванович»
1. Чтение басни И.А.Крылова «Ворона
и лисица»
Февраль
Март
Апрель
Май
2. Чтение рассказа В.Драгунского «
Тайное становится явным»
3 Заучивание стихотворения С.Есенина
«Береза»
4. Чтение
сказки У.Диснея «Три
поросенка»
1. Малые фольклорные формы
2. Чтение рассказа С.Иванова «Каким
бывает снег»
3. Чтение басни С.Михалкова «
Ошибка»
4. Чтение сказки В.Катаева «Цветиксемицветик»
Сказки. «Белая уточка», рус, из
сборника сказок А. Афанасьева;
«Мальчик с пальчик», из сказок Ш.
Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.
Поэзия. «Вот пришло и лето красное...»,
рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»;
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
А. Пушкин. «За весной, красой
природы...» (из поэмы «Пытаны»); А.
Фет. «Что за вечер...» (в сокр.); С.
Черный. «Перед сном», «Волшебник»;
Э. Мошковская. «Хитрые старуш ки»,
«Какие бывают подарки»; В. Берестов.
«Дракон»; Э. Успенский. «Память»; Л. .
Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс.
«Веселый старичок», «Мудрецы», пер.
со словац. Р. Сефа.
1. Чтение рассказов стихотворений о
весне
2. Чтение басни Л.Толстого «Собака и
её тень»
3.Чтение сказки М.Михайлова «Лесные
хоромы»
4. Чтение рассказа В.Драгунского «
Друг детства»
1. Малые фольклорные формы
2. Заучивание стихотворения
Г.Новицкой «Вскрываются почки»
3. Рассказывание сказки С.Аксакова
«Аленький цветочек»
4. Чтение сказки
Г.Х.Андерсона
«Гадкий утенок»
1. Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь,
щука, рак»
2. Составление рассказов по картине
«Май. Облачко» В Подлянского
3. Составление рассказов на тему
«Весна»
4. Литературная викторина
2.3.2. Перспективный план по национально – региональному
компоненту
Цели: Формирование
у детей знаний о родном крае, о
достопримечательностях нашего города, знакомство с традициями, праздниками,
бытом нашего народа.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Формы работы с детьми
1.Рассматривание альбомов «Баргузинский заповедник», «Родная Бурятия»,
«Священный Байкал», общегеографической карты Бурятии.
2. Беседа «Республика Бурятия»
3.Заучивание стихотворения А. Архипов «Забайкалье»
4.Подвижная игра «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад)
1. Рассматривание альбома «Мой любимый город».
2. Беседа «Мой город Закаменск»
3. Рисование «Улицы родного города»
1. Государственный флаг, герб, гимн республики Бурятии.
2. Рисование флага Бурятии.
3.Заучивание Государственного гимна республики Бурятия «О родной земле»
Д. Жалсараев.
4.Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок» (Зун. утахн, зангилаа)
1. Рассматривание открыток о Байкале.
2. Беседа «Славное море, священный Байкал».
3.Чтение «Легенда о Байкале и Ангаре»
4 Подвижная игра «Ищите палочку» (Модо бэдэрхэ)
1 .Беседа «История происхождения бурят»
2. Национальные костюмы бурят.
3. Бурятские имена. Что они означают?
4. Бурятские пословицы и поговорки.
1. Беседа «Народный праздник Сагаалган или Новый год по лунному
календарю».
2. Знакомство с музыкальными инструментами бурят ( хучир, ятаг, лимба).
3. Заучивание песни «Сагаалган».
4 Подвижная игра «Бэлэг»
1.Красная книга Бурятии.
2.Звери и птицы Бурятии.
3.Беседа «Баргузинский заповедник».
4. Подвижная игра «Верблюд ловит верблюжонка»
1. Знакомство с творчеством бурятских художников (Г.Г.Васильев,
А.В.Казанский).
2. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева.
3. Рисование бурятских орнаментов.
4. Бурятские пословицы и поговорки
2.4. Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования описывают интегративные качества
ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
Образовательная область «Здоровье»
Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно
умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем,
чистит зубы, поласкает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно
пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом,
быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит
за чистотой одежды и обуви).
Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об
особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения
режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в
жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного
света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
Образовательная область «Физическая культура»
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки,
метание, лазанье).
Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться,
прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в
высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку
разными способами.
Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из
разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с
расстояния А-5 м, метать предметы правой и левой ру кой на расстояние 5-12 м,
метать предметы в движущуюся цель.
Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги
после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и
ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
Следит за правильной осанкой.
Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км,
поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске.
Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол,
футбол, хоккей, настольный теннис).
Образовательная область «Социализация»
Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.
Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для
импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может
моделировать предметно-игровую среду.
В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности
ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным
партнером.
Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства
выразительности и оформление постановки.
В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии,
правила поведения в театре.
Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры»,
«актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
Образовательная область «Труд»
Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем
внешнем виде.
Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке
природы.
Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.
Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы,
необходимые для занятий, игр.
Образовательная область «Безопасность»
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском
саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь»,
«Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора.
Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
«Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход»,
«Пункт медицинской помощи».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход,
пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы
безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к
окружающей природе).
Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением.
Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.
Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов
по рисунку и словесной инструкции.
Формирование элементарных математических представлений.
Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий
признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть
предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и
различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по
известным частям.
Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа
натурального ряда (в пределах 10).
Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.
Составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).
Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу
(вес предметов) и способы их измерения.
Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и
сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между
величиной меры и числом (результатом измерения).
Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравни вать
целый предмет и его часть.
Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники
(треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их.
сравнение.
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница,
поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление
движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
Умеет определять временные отношения (день—неделя месяц); вре мя по
часам с точностью до 1 часа.
Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чи сел
первого пятка из двух меньших.
Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней
недели, времен года.
Формирование целостной картины мира.
Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.
Знает герб, флаг, гимн России.
Называет главный город страны.
Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
Имеет представления о школе, библиотеке.
Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы,
пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном
особенности жизни людей, животных, растений.
Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между
природными явлениями.
Образовательная область «Коммуникация»
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведе ния;
составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной кар тинке,
набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных
видов.
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в
последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в
предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Различает жанры литературных произведений.
Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых
стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.
Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки,
рассказа.
2.5. Система мониторинга достижения планируемых результатов
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре –
октябре, апреле-мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи
и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том,
чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и
влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении,
на развитие ребенка.
Мониторинг
образовательного
процесса
(мониторинг
освоения
образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с до
школьниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных
результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой
наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в
дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные
педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах
мониторинга заносятся в Диагностическую карту в рамках образовательной
программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной
программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
В целях предотвращения переутомления воспитанников во время
мониторингового исследования занятия не проводятся.
Мониторинг образовательного процесса
группа
Дата
проведения
Оценка уровня развития:
1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла—отдельные компоненты не развиты;
3 балла—соответствует возрасту;
4 балла—высокий.
и
умениями
по
Итоговы
й результат
навыками
Чтение
хужодественной
литературы
кация
коммуни
необходимыми
познание
ость
безопасн
социализ
ация
Физичес
кая культура
Уровень овладения
образовательным областям
здоровье
Имя,
Фамилия
ребенка
III. Организационный раздел
3.1. Работа с родителями
Цель взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых
отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие
личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области
воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
- Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей,
анкетирование семей.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни
открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские
собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание
памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
- Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы»,
«школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение
мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров
музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного
абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.),
семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок,
экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной
деятельности.
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок
на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяцы
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Название мероприятия
1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания ребенка 6-7
лет».
2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».
3. Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 6-7 лет».
4. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей подготовительного
дошкольного возраста».
5. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».
1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить
вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
3.Викторина для родителей и детей « Мы читающая семья»
4.Ярмарка «Разноцветная осень»
5. Консультация «Азбука дорожного движения».
1. Консультация «Подвижная игра как средство физического, нравственного,
духовного здоровья и гармонично-развитой личности»
2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь, форма
для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения.
3. Беседа «Одежда детей в группе».
4. Выставка детских рисунков ко Дню Матери. «Мамочка – наше солнышко!»
Вокальный конкурс «Веселые нотки»
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
5. Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой».
6. Конкурс поделок «Сказочный герой"
1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья
Зима!»
2 Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов)
3. Подготовка подарков на Новый год
4. Папка – передвижка (Новогодние советы, приметы, гадания, развлечения,
конкурсы, рецепты и т.д.) «Скоро, скоро Новый год!»
5. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Трудовые поручения»
2. Родительское собрание «Готовность детей к школе»
3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики
простудных заболеваний детей».
4.Конкурс « Расскажи мне сказку»
5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям».
1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа».
2. Соревнование –состязание посвященное празднику 23 февраля.
3. Консультация для родителей «Праздники, традиции и быт нашей
Республики»
6. Подготовка к праздникам Масленица и Сагаалган.
7. Экскурсия в библиотеку.
8. Фотовыставка «Прекрасные места Бурятии. Там, где мы бывали».
1- Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна – Красна
снова в гости к нам пришла».
2. Тематическая выставка детских работ. «Цветы для мамы».
3. Подготовка к празднику
8 Марта.
- Папка передвижка с заметками, стихами и поздравлениями.
«Нашим любимым мамочкам скажем добрые слова».
4. Экскурсия по родному краю – энтографический музей
Подвижные игры и народные обыгрывание с родителями
1 Педагогическая гостиная.
«Взаимоотношения детей между собой в семье».
2. Тематическая выставка детских рисунков. «День космонавтики».
3.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!»
4. Родительское собрание.«Скоро в школу!»
5. Подготовка к Выпускному вечеру. «До свидания, Детский сад!»
1. Тематическая консультация.«Кризис 7 лет»
2. Экскурсия в школу.
3. Папка- передвижка для родителей ко Дню Победы и посещение памятных
мест.
4. Подготовка к Выпускному вечеру.
5. Благодарности родителям.
6.Выпускной вечер.
3.2. Культурно-досуговая деятельность
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 6-7 лет
предполагает решение педагогом следующих задач.
Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности (игры,
спорт, рисование, лепка, моделирование, слушание музыки, просмотр
мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций и т.д.).
Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях,
общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
Приучать осмысленно использовать приобретенные знания и умения
самостоятельной деятельности.
Развивать
творческие
способности,
любознательность,
память,
воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов
России, учить использовать полученные навыки и знания в жизни.
Праздники. Расширять представления детей о международных и
государственных праздниках.
Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.
Привлекать к активному, разнообразному участию в подготовке к
празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в
коллективной предпраздничной деятельности.
Закладывать основы праздничной культуры.
Самостоятельная познавательная и художественная деятельность.
Предоставлять детям возможность для проведения опытов с различными
материалами (водой, песком, глиной и т.п.); для наблюдения за растениями,
животными, окружающей природой.
Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры.
Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции
(открытки, фантики и т.п.).
Творчество.
Совершенствовать
самостоятельную
музыкальнохудожественную и познавательную деятельность.
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной,
изобразительной, театральной и др.
Содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка.