1. Целевой компонент Программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована с учетом
основной образовательной программы МАДОУ «д/с №10 «Дюймовочка», ФГОС
дошкольного образования, образовательных потребностей детей 5-6 лет и запросов
родителей. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание
и организацию образовательного процесса в старшей группе ДОУ.
В ней учтены концептуальные положения реализуемой в ДОУ примерной
основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева).
Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили:
- основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013
г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций".
1.2 Цель и задачи Программы
«Программа» направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка
5-6 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
и
соответствующим
возрасту
видам
деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника 5-6 лет.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной
(изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение
следующих задач:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного
процесса в старшей группе ДОУ;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество детей 5-6 лет в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в ДОУ и семье;
Программа сформирована, как программа педагогической поддержки, позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей старшего дошкольного
возраста.
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса старшей
группы ДОУ
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции
дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании
самоценности дошкольного периода детства.
Программа направлена на всестороннее развитие детей 5-6 лет, формирование их
духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных
качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный
центризм в обучении.
Программа построена с учетом следующих принципов:
• развивающего образования, целью которого является развитие ребенка 5-6 лет;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»
материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей старшего дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;
• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей 5-6 лет, спецификой и возможностями
образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности старших
дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и
при проведении режимных моментов;
• предполагает построение образовательного процесса в старшей группе на
адекватных возрасту формах работы с детьми;
• допускает варьирование образовательного процесса в старшей группе в
зависимости от региональных особенностей;
Отличительные особенности Программы:
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с
активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению
различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях 5-6 лет
патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том,
что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и
счастливым будущим.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных
ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям,
уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;
формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей 5-6 лет
стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа, является забота о сохранении и
укреплении здоровья детей 5-6 лет, формирование у них элементарных представлений о
здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к
здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого
ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей, как в
вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к
индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах
взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к
его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.
д.).
Взаимодействие с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и
необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями
воспитанников.
1.4. Возрастные особенности детей старшей группы
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить
свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь,
сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети
начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в
различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты,
связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового
пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре
«Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал
стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)
Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки
могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут
отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто
встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными
изменениями.
Изображение
человека
становится
более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования
образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по
условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,
шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают
два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу
(ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его
различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу
(ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд —
по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно
если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том
случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них
можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления
детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о
цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об
увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,
представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться
обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном
возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют
объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться
операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие
дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного
опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет
активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все
части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке,
передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной
деятельности,
отличающейся
высокой
продуктивностью;
применением в конструировании обобщенного способа обследования образца;
усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие
мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы на конец
старшей группы
Качества и показатели:
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме;
- владеет в соответствии с возрастом основными движениями;
- проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;
- выражает желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играхэстафетах;
- пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время);
- умеет самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры;
- придерживается элементарных правил поведения во время еды, умывания;
- имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания,
необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;
- знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений;
- имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости
здоровья от правильного питания, начинает проявлять умение заботиться о своем
здоровье.
Любознательный, активный
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей,
мире отношений и своем внутреннем мире);
- задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к
взрослому;
- любит экспериментировать; - способен самостоятельно действовать (в повседневной
жизни, в различных видах детской деятельности);
Эмоционально отзывчивый
- Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей
сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
- проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое
отношение к конкретному поступку литературного персонажа;
- понимает скрытые мотивы поведения героев произведения;
- проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику
поэтического текста;
- проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое
восприятие, интерес к искусству.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками
- Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли;
- игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и
интонационно взятой роли;
- речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные
отношения детей, отличается от ролевой речи;
- может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и
рассказывать их сверстникам и взрослым;
- использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует
синонимы и антонимы;
- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями,
ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого
человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.);
- проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие
или несогласие с ответом товарища;
- способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от
ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения
- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто
какую часть работы будет выполнять;
- если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты
с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
- понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;
- может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и
поступки сверстников;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице;
- в повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется
«вежливыми» словами;
- способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах
(транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту
- Владеет элементарными навыками самообслуживания;
- ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных
отношений (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, между, рядом с, около и
пр.);
- умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше
(сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой
будет завтра;
- способен конструировать по собственному замыслу;
- способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных
задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи;
- проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения
объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия;
- способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если
анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта;
- может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе
- Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, - где
работают родители, как важен для общества их труд;
- знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому;
- может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой
живет;
- знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что
Москва– столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
- имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции
- Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может
выучить небольшое стихотворение;
- умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,
рассказы;
- проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками;
- умеет работать по правилу и по образцу;
- слушает взрослого и выполняет его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной
области «Физическое развитие»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
- имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при
небольшой помощи взрослых);
- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы,
моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
- владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового
образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих
здоровье;
- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики,
закаливания организма, соблюдения режима дня;
- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
- имеет представление о правилах ухода за больным.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации):
- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с
высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), прыгать через короткую и
длинную скакалку;
- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и
горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх,
о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе
(расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными
движениями):
- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и
темп;
- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне,
шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
- участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования,
играх-эстафетах.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании:
- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр;
- проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
- проявляет интерес к разным видам спорта.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области
«Социально –коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
- договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется
правилам игры;
- умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;
- в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает
проигрыш.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
- объясняет правила игры сверстникам;
-после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые
средства художественной выразительности и элементы художественного оформления
постановки;
- использует «вежливые» слова;
- имеет навык оценивания своих поступков;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств:
- имеет представление о работе своих родителей;
- знает название своей Родины.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает
элементарные правила организованного поведения в детском саду.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства:
- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки
«Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный
пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная»,
«Милиция»), объясняет их назначение;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные
правила дорожного движения;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный
переход «Зебра».
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы
поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы
безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к
окружающей природе).
Развитие трудовой деятельности:
- соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает
одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
- самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует
стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам:
- доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского
сада;
- может оценить результат своей работы;
- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для
других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека:
- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников,
писателей, композиторов;
- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство
благодарности к людям за их труд;
- бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области
«Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
- различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные
фигуры;
- различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;
- различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько
градаций величин данных параметров.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности:
- создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого,
самостоятельно подбирая детали;
- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим
назначением объекта;
- владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей
деятельности.
Формирование элементарных математических представлений:
- считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными;
- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине,
ширине, высоте, толщине);
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире,
своем городе, стране;
- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым
признакам;
- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинноследственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы
и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года;
- знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы
словообразования;
- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного
опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие
литературные произведения.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
- умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений:
- способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
- знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных
жанров.
Развитие литературной речи:
- способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по
ролям;
- способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения,
участвовать в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса:
- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные
произведения;
- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд:
- создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации,
передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
- знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь,
сангина);
- лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
- использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в
аппликации.
Развитие детского творчества:
- создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную
композиции;
- самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;
- объединяет разные способы изображения (коллаж);
- варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;
- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Приобщение к изобразительному искусству:
- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура,
архитектура, декоративно-прикладное искусство);
- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция);
- имеет представление о региональных художественных промыслах.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
- может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно
начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;
- умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного
характера (колыбельную, марш, вальс);
- способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в
прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с
продвижением вперёд и на месте;
- ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;
- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;
- умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца,
проявляя самостоятельность в творчестве;
- исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по
мелодии, вступлению;
- различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка,
виолончель).
2. Содержательный раздел
2.1.Особенности организации образовательного процесса в старшей группе
В структуру образовательного процесса старшей группы включены такие
компоненты как:
непосредственно
образовательная
деятельность
(использование
термина
«непосредственно
образовательная
деятельность»
обусловлено
формулировками СанПиН);
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в семье.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной
деятельности взрослого и ребенка 5-6 лет в ходе различных видов детской деятельности
(игровой,
двигательной,
познавательно-исследовательской,
коммуникативной,
продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной
литературы) или их интеграцию.
Совместная образовательная деятельность
педагогов и детей
Образовательная
Непосредственно
деятельность в
разовательная деятельность
режимных
моментах
новные
Решение
рмы:
образовательных
ра,
- задач в ходе
нятие,
- режимных
блюдение,
моментов
спериментирование,
зговор,
шение проблемных
туаций,
оектная деятельность и др.
Самостоятельная Образовательная
деятельность
деятельность в
детей
семье
Деятельность
ребенка в
разнообразной,
гибко
меняющейся
предметноразвивающей и
игровой среде
Решение
образовательных
задач в семье
Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности,
организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого
и ребенка 5-6 лет, самостоятельной деятельности детей.
Двигательная деятельность организуется при проведении организованной
образовательной физкультурной деятельности, режимных моментов, совместной
деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка старшей группы в детском саду; способствует овладению ребенком
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми –
развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной
речи.
Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей 5-6 лет
положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и
непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и
дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей
потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления
быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда;
формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе
и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления
работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе,
ручной труд.
Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития
у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов, их
интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности –
формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах
детского сада оборудованы уголки для проведения экспериментов.
Продуктивная деятельность направлена на воспитание у детей 5-6 лет интереса к
эстетике окружающей действительности, удовлетворение их потребности в
самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку,
аппликацию.
Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми 5-6 лет
ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности,
способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает
такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкальноритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных
инструментах.
Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них
интереса к чтению (восприятия) книг. При этом решаются следующие задачи: создание
целостной картины мира, формирование литературной речи, приобщение к словесному
искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Дети 5-6 лет учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется
регламентом этой деятельности. Общий объем учебной нагрузки деятельности детей
соответствует требованиям действующих СанПиН.
Проектирование образовательного процесса в старшей группе выстраивается на
основе комплексно-тематической модели.
Темы придают системность образовательному процессу. Реализация темы в
комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.)
призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Тема
реализуется в течение одной-двух недель.
2.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка 5-6 лет
Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития
ребенка 5-6 лет, соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач. Целостность педагогического процесса обеспечивается
реализацией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А., М.А.
Васильева).
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей 5-6 лет в различных видах деятельности и охватывает следующие
образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения
и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща
играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками;
умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать
уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им,
защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью
относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои
поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое
отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые
средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об
обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми
словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать
к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать
значение родного языка в формировании основ нравственности.
Ребенок в семье и сообществе
Образ Я.
Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением
(ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым
людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления
ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные
представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и
противоположного пола.
Семья.
Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать
простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи. Углублять
представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Детский сад.
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому
саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на
своеобразие оформления разных помещений. Развивать умение замечать изменения в
оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое
мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных
вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды. Вызывать
стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями
искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к
праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации
(птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.). Расширять представления
ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию
через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других
возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к
мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с
родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок
детских работ).
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Культурно-гигиенические навыки.
Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды,
прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.
следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем
виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми
приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за
столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Самообслуживание.
Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок
в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять
постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и
пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем
материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру,
протирать столы.
Общественно-полезный труд.
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять
посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда. Воспитывать
желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые
умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и
ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и
инициативу при выполнении различных видов труда.
Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать
культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать
дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься
сообща. Развивать желание помогать друг другу.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.
Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно
делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить
проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать
игрушки, строительный материал и т. п. Формировать умение наводить порядок на
участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега,
поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности
дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Труд в природе.
Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за
животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы
(поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Привлекать детей к помощи
взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору
семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к
сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, к созданию фигур и построек из
снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению
почвы, поливке грядок и клумб.
Уважение к труду взрослых.
Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его
общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано
руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в
природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не
должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному
миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с
правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи
при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный
переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора. Знакомить с
названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и
велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка
трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской
помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы»,
«Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать
знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года
(купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита,
утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных
правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС.
Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам
«010», «020», «030». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить
называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.
. Количество и счет.
Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов
(предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать
множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым
множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть
меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и
соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую)
часть множества или их равенство. Учить считать до 100; Сравнивать рядом стоящие
числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из
неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет
или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один
предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один,
то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих
чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу
и заданному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и
обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и
воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в
пределах 10).продолжать знакомить с цифрами от 0 до 10. Познакомить с порядковым
счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и
правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве:
определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно
обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5
матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять детей в понимании
того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами,
формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с
любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в
пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и
еще один.
Величина.
Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной
длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в
возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок
расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента —
самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а
зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с
помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире
(уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет
(лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей
(на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и
части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше
целого.
Форма.
Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат
и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей
геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме,
находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги,
картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные,
тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать
другую.
Ориентировка в пространстве.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;
понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) —
сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении,
меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления
движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение
среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей,
позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное
расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит
лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе
бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени.
Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий:
что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой
был вчера, какой будет завтра.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность.
Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с
помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных
действий. Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между
системами объектов и явлений, применяя различные средства
познавательных действий. Способствовать самостоятельному использованию действий
экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение
получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. Развивать умение
детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение
определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять
модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие.
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения
предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая
органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с
цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
(хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по
светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности
расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить с различными
геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и
объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при
обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о
фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать
глазомер.
Развивать
познавательно-исследовательский
интерес,
показывая
занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
Проектная деятельность.
Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов:
исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность
исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей
представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной
деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят
индивидуальный характер.) Способствовать развитию проектной деятельности
нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная
деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском
коллективе.)
Дидактические игры.
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4
человека; учить выполнять правила игры. Развивать в играх память, внимание,
воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать
предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина,
материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое
(складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов
(впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). Формировать желание
действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными,
электронными, компьютерными и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре,
вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить
подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.
Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать
культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Развивающая речевая среда.
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления
детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия
народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек,
выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе
знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с
достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из
жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными
впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ
близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной
жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить
прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать
спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать,
объяснять.
Формирование словаря.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового
окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел),
слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным
значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять в
речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух
и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с
— ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух.
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать
интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Совершенствовать
умение
согласовывать
слова
в
предложениях:
существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с
существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать
неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных,
предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными
способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель,
учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь —
медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал
— выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные
множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в
повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени;
несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные
предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь.
Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму
речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с
ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно,
последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по
плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять
рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение
составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к
сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на
тему, предложенную воспитателем.
Вариативная часть
Целью осуществления комплексного подхода в развитии познавательной деятельности
и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и
традициям родного края предполагает решение целого комплекса задач:
образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой
деятельности;
2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края.
Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с
историей России.
3. Расширить представления детей о народных промыслах региона:
Формировать общие представления о своеобразии природы, воспитание
позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;
4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через
знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду,
формирование бережного отношения к результатам труда.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас
представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя
гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для
развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной
жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и
его жителей.
В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих построение
образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных
особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий
материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи
к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в
историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей
постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение
всех
компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и
социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей
в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;
Все содержание программы условно объединено по темам:
Тема I «Моя семья»
Тема II «Мой детский сад»
Тема III «Край родной»
Тема IV «Животный мир Закамны».
Тема V «Растительный мир Закамны».
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная
ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и
оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе
являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места
и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где
дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни
его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий,
испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров
своего дела.
Большую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют
встречи с интересными людьми нашего города: ветеранами войны, людьми разных
профессий.
Показатели воспитания и развития детей 5-6 лет
на основе использования культурно-исторических традиций
Осведомленность
1. Знаком с историей возникновения города Закаменска.
2. Осведомлен о появлении металлургии, добыче полезных ископаемых
3. Знает о проживании разных народов в городе Закаменске.
4. Знаком с разными видами труда народов Закамны.
5. Осведомлен об определенном жизненном укладе — «ладе» народов, их традициях,
обычаях.
6. Знаком с природно-географическими зонами Закаменского района: лесная, горная..
7. Знаком с названиями некоторых природных объектов (озер, гор, рек и др.),
отражающих историю родного края.
8. Имеет представление о животных, птицах, растениях, обитающих в регионе.
9. Знает традиции народов Бурятии.
10. Знаком со смысловым значением слова «семья», с ее составом, особенностями
взаимоотношений членов семьи, наличием традиций в семье.
11. Знаком с названиями народных жилищ, планировкой, предметами народного быта.
12. Осведомлен о различных видах утвари в народном жилище, ее назначении.
13. Знает о народных особенностях режима семьи (семейно-бытовые обычаи).
14. Знаком с нравственными основами жизни семьи у народов Бурятии. Называет
основные традиции взаимоотношений в семье.
15. Имеет представление о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье у
разных народов.
16. Называет некоторые действия домоводства и ремесел народов Бурятии..
17. Знает основные праздники народов Бурятии.
18. Имеет представления о родственных связях, родословной, традициях и обычаях,
связанных с поддержанием родственных, добрососедских отношений.
19. Знаком с народными играми, забавами, увеселениями народов Бурятии.
Действенность
1. Проявляет избирательность в отношении материала об истории, природе и культуре
Бурятии.
2. Проявляет самостоятельность в добывании и уточнении знаний об интересующем
предмете.
3. Испытывает потребность в установлении аналогии народных представлений о мире,
природе, жилище, семье, отношениях между людьми с современными реалиями.
4. Испытывает потребность в бережном, заботливом отношении к родной природе.
5.
Стремится к пониманию народного этического кодекса, народных традиций,
особенностей народного быта.
6. Задает вопросы о событиях, фактах, явлениях истории и культуры народов Бурятии.
7. Стремится пополнить свои знания о народной культуре через различные источники
информации (рассматривание предметов народного быта, народного жилища,
иллюстраций, чтение книги, беседы и т. д.).
8. Стремится к установлению взаимосвязи атрибутов народного быта (мебель, одежда,
посуда, украшения и т. д.) и жилища.
9. Применяет полученные знания о народных традициях (семейных, трудовых,
календарных и др.), народном этикете в поведенческой деятельности (в играх, общении,
труде и т. д.).
10. Проявляет эмоции удивления, оценочный компонент мыслительной деятельности
при выяснении противоречий в знаниях.
11. Проявляет эмоции эмпатии (сочувствия, сопереживания, сорадости) при
ознакомлении с народной культурой (традициями, семейными взаимоотношениями,
праздниками, бытом и т. д.).
12. Активно участвует в обсуждении, беседе о культуре, истории региона.
13. Испытывает потребность опоры на личный опыт в обращении к современным
реалиям при знакомстве с историей и культурой народов.
14. Испытывает потребность участвовать в труде в детском саду и в домашнем
хозяйстве.
15. Готов в случае распределения обязанностей выполнять полоролевые функции
(задания для мальчиков, задания для девочек).
16. Испытывает потребность в выполнении традиций и обрядов гостеприимства,
общения, присущих народам Бурятии.
17. Проявляет особый интерес к народным праздникам , активно в них участвует.
18. Отражает интерес к народной культуре в продуктивной деятельности (рисовании,
декоративно-прикладной росписи, лепке, оформлении помещения, ручном труде и др.).
19. Распространяет информационный материал о народной культуре среди взрослых и
детей (ребенок — носитель информации).
Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению
воспитанников с Бурятией и Малой Родиной - Закамной
№
Тема
1 Родной город
2
Природа
родного края
3
Закаменскгород
шахтёров
Быт,
традиции
4
5
6
7
8
Бурятский
народный
костюм
Народная
игрушка
Народные
игры
Земляки,
прославившие
наш город
Старшая группа
- Понятия «Родина», «малая родина».
- Путешествие в прошлое родного края.
- Исторические памятники родного города.
- Деревенские и городские постройки.
- Символика
- Растительный и животный мир
- Красная книга Бурятии
- Охрана природы
- Зеленая аптека (лекарственные растения).
- Особенности ландшафта
Известные люди
- Функциональное предназначение предметов быта.
- Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная
норма народной жизни.
- Традиционные народные праздники.
- Знакомство с историей костюма.
- Орнамент и его предназначение.
- Одежда наших предков.
- Народная игрушка
- Народны игры.
- Разучивание считалок, слов к играм.
- Понятие «земляки».
- Ветераны и работники металлургической
промышленности.
- Закаменцы - герои Великой отечественной войны.
- Наши современники - земляки, прославившие наш город.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Режим дня
Прием детей в детский сад, свободные
7.30 – 8.30
игры, самостоятельная деятельность
Утренняя гимнастика
8.15 – 8.20
Подготовка к завтраку, завтрак
8.20–9.00
Игры, подготовка к занятиям
9.00–10.00
Занятия,
Подготовка к прогулке, прогулка
10.00–11.45
Возвращение с прогулки,
11.45–11.55
Подготовка к обеду,
12.00–12.50
Обед
подготовка ко сну,
12.50–15.00
дневной сон
Постепенный подъем,
15.00 – 15.15
Самостоятельная
15.15 –16.00
деятельность
Полдник
16.00 –16.20
Подготовка к прогулке, прогулка,
16.20 –18.00
уход домой
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(особенности традиционных событий, праздников, мероприятий)
Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной
и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры,
чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки,
походы и т. д.).
Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных
потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных
знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных
увлечений, стремления заниматься спортом.
Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях.
Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно
участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала,
участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям,
стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные
своими руками.
Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных
способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание
коллекций и т. д.). Формировать умение и потребность организовывать свою
деятельность, соблюдать порядок и чистоту.
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и
родителями.
Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании,
музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и
познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.
Предметно-развивающая среда
Для всестороннего развития детей в группе создана развивающая среда с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов:
демонстрационные (применяемые
взрослым)
и раздаточные (используемые
детьми);
визуальные (для
зрительного
восприятия), аудийные (для
слухового
восприятия),аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
реальные(существующие) и виртуальные (не существующие, новозможные) и др.
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную
основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности
детей:
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и др.);
игровой (игры, игрушки);
коммуникативной (дидактический материал);
чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в
том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и
образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и
бросовый материал);
музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический
материал и др.).
Должны применяться не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.),
но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на
достижениях технологического прогресса(например, электронные образовательные
ресурсы). Также следует отметить, что они должны носить не рецептивный (простая
передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом
режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения),
поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.
№
1
Центры развития
Перечень центров группы
Центр строительно-конструктивных игр «Маленькие строители»
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Центр
природы
и
детского
экспериментирования
«Юные
исследователи»
Центр дежурства
Центр безопасности
Центр творчества «Талантливые пальчики»
Центр театрализации «Играем в театр» / музыкальный «Мир музыки и
звуков»
Центр групповой библиотеки «Здравствуй, книжка!»
Центр сюжетно-ролевых игр « Мы играем»
Центр уединения «Мой маленький домик»
Центр развивающих игр «Эрудиты»
Физкультурно-оздоровительный центр «Мы – спортсмены»
2.Перечень учебно-методической литературы
Физическое развитие:
Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
Методика проведения подвижных игр. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
Л. И. Пензулаева
Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М: Мозаика-Синтез,
2010 г.
Е.Н.Вареник Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - М.:ТЦ
Сфера, 2009.
Н.С. Голицына Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учрежлении. – М.: Скрепторий, 2004.
М.Д. Маханева С физкультурой дружить - здоровым быть. – М.: ТЦ «Сфера»,
2009.
И. М. Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.
В.Г. Алямовская Как воспитать здорового ребенка. – М.: linka- press, 1993.
В.А. Доскин, Л.Г. Голубева Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2002.
М. Б. Зацепина “Культурно-досуговая деятельность”. Программа и методические
рекомендации. Москва 2005 г. Мозаика-Синтез
Познавательное развитие:
Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Разделы: «Сенсорное
воспитание», «Ребенок и окружающий мир», «Развитие элементарных
математических преставлений», «Конструирование».
Н. А. Арапова-Пискарева Формирование элементарных математических
представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: МозаикаСинтез, 2009 г.
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. М: Мозаика-Синтез, 2008 г.
О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром. - М: МозаикаСинтез, 2010 г.
Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для
работы с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008 г.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней
группе детского сада. Конспекты занятий. - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.
Экологическое воспитание в детском саду. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
А.К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. - М.:Просвещении, 2000.
Л.А. Венгер Игры и упражнения по развитию умственных способностей
дошкольников. -М.:Просвещение, 1998.
Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера,1999 .
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002 .
О.М. Дьяченко Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6
лет. – М.: Просвещение,1991 .